Звездная пыль на его сапогах
Памяти Цоя
«Но это же симулякр, а не аутентик», – говорил голос за моей спиной. «Цоя может петь только Цой… Он ведь заводил публику с первого аккорда!» – вторил ему другой голос. В нашем случае публика, пусть не с первых аккордов, но завелась.
Сейчас ему было бы 50. Каким бы он был? Как и о чем пел бы в бурные последние два десятилетия? Истории было угодно оставить его для нас человеком лермонтовского возраста – с горящим под черными одеждами сердцем, с неповторимым тембром голоса и юношески стройным телом. И стихами, которые вроде бы хранят отпечаток своего времени, но не покрываются пылью, а обрастают новыми смыслами.
Концерт памяти Виктора Робертовича «Цой жив!» состоялся 21 июня в театральном сквере и собрал много разновозрастных (от стариков до малышей) людей, вдохновленных идеей почтить память певца. Не зря старались организаторы, исполнители и режиссер (он же – автор идеи концерта) Руслан Шегуров, напоминая нам личную историю Виктора Цоя, группы «Кино» и предоставляя возможность услышать голоса как молодых и зрелых групп, так и отдельных исполнителей. На мой взгляд, ощущение «аутентика» создалось на финальном выступлении группы «Океан» (это было уже для зрителей с большой буквы, не убоявшихся вечернего холода и наступающей пятницы). Хотя и остальных участников нельзя заподозрить в большом небрежении к творчеству Цоя. Я склонна, по призыву Руслана Шегурова, не быть ханжой и благосклонно отнестись к рэперам-экспериментаторам (впрочем, были в сквере и более строгие судьи, говорившие, что Цой и рэп несовместимы). Назову всех участников фестиваля: «Океан», «Метро», Ч.Е.З., «Аллегро», Лирич, Илья Юрьев и Алексей Пригляднов, SECOND LIFE, WHITE DOGG, Евгений Ларин, Руслан Шегуров, Юлия Голубева, Светлана Киверская и Ирина Васильева, Ирина Аввакумова, Роман и Мария Сванидзе, Андрей Рудченко. Конечно, заслуживает отдельного упоминания группа ТАЙ-СО («Тайный союз»). Интересно, сопровождая пение артистов, на огромном холсте рядом со сценой вырастал портрет Цоя (исполнитель «он-лайн портрета» – Антон Климов).
Аудитория Театрального сквера не была однородной – большая часть в творческом экстазе подпевала «Звезде по имени солнце» и «Группе крови на рукаве», а иные жаловались на плохой звук, но все равно были рады возможности «попить пива и поболтать с друзьями, которых не видели сто лет».
А я так покинула сквер с мыслями, что не часто получается почувствовать себя единым городом – не просто броуновской толпой в целом безразличных друг другу людей, а настоящей семьей, объединенной любовью к ушедшему герою. Кстати, организаторы удавшегося концерта планируют в следующем году развить свою идею и сделать парковый праздник еще более семейным. Вот так и рождаются добрые традиции.
И.Егорова